Мнения о том, являются ли массовые открытые онлайн курсы (МООС) революцией в области высшего образования, разделились, но университеты уверены, что открытые модули онлайн обучения могут принести столь необходимый поток доходов.
Оставив прежнее скептическое отношение к тому, что данная модель сможет когда-нибудь стать прибыльной, университеты во всем мире заявляют о смелых планах по увеличению числа курсов, поддерживаемых данными платформами, и придумывают креативные методы, чтобы окупить инвестиции.
В качестве способов монетизации курсов MOOC, на проходившей на этой неделе в Лондоне Coursera Partners’ Conference университетами были озвучены такие тактики: предложения сертификатов об окончании курса, включение материалов MOOC в программу смешанного обучения для студентов очного отделения и даже продажа тематических промо-курсов.
Растущая репутация, доступность и узнаваемость бренда, а так же использование новейших подходов для привнесения технологий в классную комнату — были упомянуты в числе преимуществ.
«МООС-курсы – это этап развития высшего образования, и мы не знаем, куда он приведет, однако мы не собираемся просто смотреть или следовать, мы собираемся вести», — прокомментировал У. Майкл Маккрэкен, директор по развитию онлайн курсов и инновациям Технологического института штата Джорджия. Технологический институт штата Джорджия – это первый университет, который предлагает получения степени Магистра после прохождении MOOC-курса, на платформе Udacity. «Наша степень Магистра Компьютерных наук показывает, что МООС больше не эксперимент», — с восторгом добавил Маккрэкен, чувством, которое разделяет Дафна Коллер, соучредитель Coursera, самой большой платформы MOOC в мире. С момента своего запуска в 2012г, Coursera переросла размерами обоих своих конкурентов Udacity и EdX вместе взятых. Она поддерживает 630 курсов от 180 университетов-партнеров в 21 стране. «Курсы МООС больше не эксперимент, мы начинам видеть реальное обучение», — сказала Коллер. «Мы подобны Amazon в том, что объединяем поставщиков образовательных программ с потребителями, учащимися», — добавил соучредитель Эндрю Эндж.
Стремясь приумножить доход, в прошлом году Coursera запустила проект «Signature Track», позволяющий студентам, заплатившим от 30 до 100 долларов США, получить сертификат об окончании курса. В прошлом месяце был запущен проект «Специализации» — последовательность курсов, которые ведут к получению свидетельства об окончании и завершаются проектной работой. Данный проект, в свою очередь, увеличил поток студентов, оформивших «Signature Track». Через год проект «Signature Track» позволил получить доход в 4 миллиона долларов США, и компания уверена, что получение сертификатов послужит ответом на растущие потребности мирового сообщества в образовании.
«Они вселяют в нас веру в то, что существует 1,4 миллиарда человек в возрасте от 15 до 54 лет, имеющих доступ к интернету, но не имеющих финансовой возможности посещать университет. Однако эти люди хотели бы получить высшее образование и могут заплатить 50 долларов за получение свидетельства об окончании курсов», — сообщил Том Уиллерер, Директор по Управлению проектами Coursera.
«Это могло бы стать хорошим стабильным рынком для нас в далекой перспективе».
Однако на данном этапе не всем учреждениям удалось получить существенную отдачу от их услуг. «Signature Track» не станет той палочкой-выручалочкой, которая способна превратить МООС-курсы в деньги», — отвечает Нэдэв Стэк, директор по дистанционному обучению Тель-Авивского университета. «Нам нужно разработать много разных моделей».
В среднем первоначальные инвестиции партнеров Coursera в настройку и управление МООС-курсом, составляют 50 000 долларов США, но открытая природа платформы такова, что ей до сих пор не удалось поместить в четкую бизнес модель.
Те, кто рассматривает варианты МООС-курсов, может посмотреть анонс курса Dino 101.
Университет Альберты – одно из учебных заведений, которое стало известным в этой сфере, благодаря своим изобретательным попыткам заработать на МООС-курсе Dino 101, курсе палеобиологии, читаемом экспертом по динозаврам Доктором Филом Курри. Было создано восемь каналов привлечения доходов: предложение курса в формате смешанного обучения студентам очного отделения, предложение курса за 50% стоимости очного обучения студентам-очникам в качестве он-лайн занятий, сертификат Signature Track за 69 долларов США, сертификат об окончании, являющийся зачетом для студентов очного отделения по промежуточному и итоговому экзаменам по курсу, футболки и кружки для кофе с принтом под заказ, принты с динозаврами на предметах искусства, сбор онлайн пожертвований от студентов на палеонтологическую программу и проведение тестирования для других институтов, использующих MOOC в своей программе.
Дженнифер Чесни, младший вице-канцлер по Цифровой Стратегии университета также сообщила, что они ищут варианты продать учащимся дешевый дополнительный материал к курсу. «Поклонники курсов непременно захотят приобрести МООС», — сказала она.
Изначально считавшиеся концом традиционного обучения, в настоящее время МООС-курсы мотивируют педагогов создавать цифровой учебный материал, который они смогут использовании в обучении он — и оффлайн.
«Когда через пять лет мы оглянемся назад, окажется, что МООС стал полезным инструментом для интеграции технологий в обучение», — заявил Эдвард Рок, Директор по проектам открытых курсов университета Пенсильвании, являющегося одним из инвесторов Coursera и институтом-партнером, имеющим наибольшее число МООС-курсов на сегодняшний день – 27. Рост в использовании материалов МООС на занятиях в университетах, означает решение вопроса о качестве онлайн образования, возникавшего ранее.
Однако критики МООС до сих пор говорят о том, что многие курсы недостаточного качества, особенно для студентов, не являющихся носителями английского языка. «Мы должны серьезно отнестись к переводу наших курсов и контролировать процесс», — выразил мнение Эбрахим Афса, младший профессор Международного права в университете Копенгагена. «Переводить курсы необходимо таким образом, как если бы вместо них была статья».
Учреждения неанглоязычных стран предпочитают использовать английский язык в своих МООС-курсах для того, чтобы привлечь более широкую аудиторию. При этом многие предлагают субтитры или перевод на местный язык. Тем не менее, пользовательская аудитория не сильно изменилась с момента возникновения компании, так как почти половину из 7 миллионов студентов составляют слушатели из США.
Для увеличения неанглоговорящей аудитории пользователей Coursera недавно стала партнером фонда Карлоса Слима, что позволит начать перевод всего видеоматериала на испанский язык, а также завязала партнерские отношения с другими местными организациями для перевода контента на другие языки. Coursera также запустила местные веб-страницы в сети интернет на семи языках, включая китайский.
В то время как будущее МООС-курсов по-прежнему остается неизвестным, для университетов, больше нет угрозы. К примеру, Пекинский университет в Китае обучает сейчас 500 преподавателей для запуска и ведения 100 МООС-курсов, которые предполагаются в последующие пять лет. Подобные учреждения с радостью принимают эту модель как инструмент увеличения международного присутствия, поддержки открытого доступа к материалам и привнесения технологий в классную комнату. «Будущее высшего образования выглядит не как МООС-курсы против университетского образования, но как его продолжение», — заявил Бен Бендерсон, профессор информационных технологий в университете Мэриленда. «Если мы не примем эти альтернативные структуры, ими воспользуется другой институт».
Что касается Coursera, то компания в прошлом году получила 43 миллиона долларов второго транша венчурных инвестиций. Сегодня в компании, которая совсем недавно объявила бывшего президента Йельского университета Рика Левина своим генеральным директором, работают 100 сотрудников. Джулия Стиглиц, Директор по развитию бизнеса компании сообщила: «Мы оптимистично настроены в отношении наших моделей. Компания целиком нацелена на рост».
http://thepienews.com/analysis/how-universities-evolving-earning-revenue-moocs/