В образовательных учреждениях Европы сильны традиции свободы и самостоятельности но это не означает, что каждое заведение может делать что угодно. За качеством европейского образования следит целый ряд общественных структур различного уровня. Зачастую не имея официального статуса, они, тем не менее, оказывают огромное влияние на систему образования, занимаясь, помимо прочего, и аккредитацией образовательных программ. Их деятельность особенно актуальна в сфере дистанционного образования, где качество услуг часто невозможно проверит заранее.
Применительно к этой области, следует в первую очередь отметить Европейскую Ассоциацию Дистанционного Обучения (EADL — European Association For Distance Learning). Данная организация ставит своей целью повышение качества дистанционного обучения в неправительственных ВУЗах Европы. Она также выступает представителем этих ВУЗов перед другими структурами, служит площадкой для диалога и обмена опытом. Деятельность организации, помимо собственно образовательных проблем, включает вопросы маркетинга, рекламы и продвижение, информационного сопровождения образовательных услуг. Среди целей ассоциации также популяризация методов удаленного обучения, и поддержание высоких стандартов в данной сфере.
EADL разрабатывает собственный стандарт качества, которому должны соответствовать все члены. В неё входит более 800 европейских экспертов международного уровня в области дистанционного обучения. Членство в данной организации уже сегодня может рассматриваться как гарантия качества. В ближайших планах организации – расширение числа участников и открытие представительства в Брюсселе.
Помимо общеевропейских, активно действуют и национальные организации подобного рода.
Совет по контролю за качеством открытого и дистанционного образования Великобритании (The Open & Distance Learning Quality Council) начал свою деятельность в 1969 году в качестве Совета по аккредитации. Современную форму приобрел в 1995 году. Несмотря на то, что он является общественной организацией, Совет получает финансовую поддержку от государства, а его решения принимаются в расчет государственными и частными образовательными учреждениями.
Основной задачей Совета является проверка качества всех форм дистанционного обучения, включая заочное и домашнее, обучение онлайн, повышение квалификации и др. Советом публикуются стандарты качества обучения, основанные на шести основных показателях: результативности, ресурсах, оказываемой поддержке, востребованности, доступности, эффективности взаимодействия. Их первая версия появилась в сентябре 1998 года, но была пересмотрена в 2000 году. В настоящее время действует стандарт, принятый 1 апреля 2006 года.
Разработка стандартов имеет своей целью в первую очередь повышение качества образования. Совет проводит аккредитацию учебных заведений, предлагающих заочные курсы обучения, и ведет их реестр. Желающие пройти обучение на дистанционных программах обращаются к реестру, чтобы проверить, насколько котируются различные ВУЗы. Если Вы собираетесь обучаться дистанционно, но не нашли своей программы в списке ODLQC, то это – серьезный повод задуматься о качестве образовательных услуг.