За последние несколько лет японское правительство приняло значительные меры по улучшению качества образования в стране. Для проведения реформы образования были привлечены эксперты, которые проанализировали ситуацию и предложили возможные варианты решения имеющихся проблем.
Основная задача, которую решает правительство Японии – подготовка японских школьников и студентов к высокой конкуренции в глобальном сообществе. В рамках реформы будет увеличено количество школ, в которых преподаются программы международного бакалавриата (IB).
По состоянию на прошлый год только 11 международных и пять частных школ по всей Японии предлагали такую программу для студентов. В течение следующих пяти лет количество подобных школ и колледжей будет увеличено до 200, причем они будут находиться во всех регионах страны. Как отмечают в министерстве образования, проблемой может стать поиск квалифицированных преподавателей. Для выхода из этой ситуации в страну будут привлекаться международные специалисты, а многие японские преподаватели пройдут курсы повышения квалификации.
Широкое введение программ международного бакалавриата приведет к тому, что университеты Японии должны будут изменить правила приема студентов и признавать результаты экзаменов, которые сдаются в рамках этой программы.
Для интеграции выпускников японских университетов в мировое научное и бизнес-сообщество необходимо обеспечить достойный уровень изучения английского языка. Как прогнозируют специалисты министерства образования, уже к 2020 году английский может преподаваться уже в третьем классе, в то время как сейчас его преподавание начинается в пятом. Количество часов будет увеличено во всех классах, а преподавать будут квалифицированные специалисты или «специализированные инструкторы» с акцентом на укрепление базовых знаний. Это также означает создание дополнительных рабочих мест для преподавателей английского языка.
В рамках повышения общего уровня образования школьные программы станут более сложными. Для контроля уровня успеваемости учеников тесты будут проводиться в течение всего года, в том числе, и выпускные экзамены. Планируется введение новых типов самостоятельной работы, которая будет стимулировать развитие мышления и кругозора школьников. Такой подход вызывает опасения у экспертов, которые опасаются, что это приведет к повышенной утомляемости и повышению уровня стресса у учеников.